HMI
HMI — это человеко-машинный интерфейс взаимодействия оператора с технологическим процессом, реализованный на АРМ или операторской панели.
Чем быстрее оператор локализует аварию, тем лучше операторский интерфейс.
В случае c HMI фраза «Красота спасёт мир» не работает.
Подходы к разработке HMI
Традиционный подход
Разработчики операторского интерфейса копируют технологические схемы трубопроводов и КИПиА (P&ID, Pipe and Instrument Diagram) из проектной документации на экраны, добавляют цветовую анимацию для изображения состояния исполнительных устройств, поля для вывода параметров процесса, кнопки для управления и окна с аварийными сообщениями. Используется яркая 3D-графика (как в мультиках), которая с успехом демонстрируется высокому начальству.
Подход Wonderware Situational Awareness
На экранах изображаются не трубы и клапаны, а модель эффективного взаимодействия оператора с процессом. Данные визаулизируются в удобном для принятия решений виде. Оператору достаточно бросить беглый взгляд на экран монитора, чтобы быстро оценить ситуацию. Используется скучная специфическая графика, ценность которой не бросается в глаза (и выглядит дёшево).
Методы Wonderware Situational Awareness
Цвет
Если экран в серых тонах — значит всё хорошо, появился другой цвет — это авария, которая требует реакции оператора.
Цвета используются только для привлечения к аварийным ситуациям, а не для визуализации нормального состояния оборудования (клапан открыт/закрыт, двигатель включен/выключен и т. п.).
Тройное кодирование аварий
Тройное кодирование позволяет точно идентифицировать тип аварии даже дальтоникам:
- Цвет рамки и значка аварии
- Форма значка аварии
- Номер типа аварии
Тип аварии | Максимальное время ликвидации аварии | Цвет индикатора и рамки | Форма значка аварии | Номер типа аварии |
---|---|---|---|---|
Критическая авария | 5 минут | Красный | Ромб | 1 |
Большая авария | 30 минут | Жёлтый | Квадрат | 2 |
Средняя авария | 1 час | Голубой | Неустойчивый треугольник | 3 |
Маленькая авария | 2 часа | Сиреневый | Устойчивый треугольник | 4 |
Агрегирование аварийных сигналов
Тяжело воспринимать аварийные сообщения, которые все валятся в одно окно.
Удобно пользоваться кнопками навигации по 4-х уровневой структуре, снабжёнными индикаторами, которые суммируют аварии разного типа группы объектов.
Пояснение к рисунку:
На обзорной кнопке видно, что по всем реакторам имеется: одна критическая авария, четыре больших аварии,
одна средняя и шесть маленьких аварий. Эти аварии распределяются по реакторам следующим образом:
Реакторы | Аварии | |||
---|---|---|---|---|
Критические | Большие | Средние | Маленькие | |
Реактор 31 | 1 | 2 | 1 | 3 |
Реактор 32 | 0 | 0 | 0 | 3 |
Реактор 33 | 0 | 2 | 0 | 0 |
Всего | 1 | 4 | 1 | 6 |
Индикация параметров процесса с трендами
Обычно, чтобы посмотреть переходный процесс нужно открыть окно тренда соответствующего параметра.
На рисунке показаны три варианта индикации одного и того же параметра:
Пояснения к рисунку:
- На левом индикаторе параметр процесса отображается в виде числа. Оператор видит только текущее значение параметра.
- На центральном индикаторе к числу добавляется изображение параметра в виде точки на аналоговой шкале с граничными значениями. Оператор сразу видит отклонение параметра от нормы.
- На правом индикаторе к числу и точке на шкале добавляется хвостик тренда. Оператор сразу видит в каком направлении развивается процесс:
Полярные звёзды
Изображение нескольких связанных между собой параметров в виде полярной звезды позволяет с одного взгляда выявить отклонение от нормы сразу всех этих параметров.
4-х уровневая иерархия окон
Окна разрабатываются под решение конкретных задач, например:
- окно пуска компрессора
- окно настройки ПИД-регулятора давления воздуха в главной магистрали
- окно налива нефти в танкер и т.п.
4-х уровневая иерархия окон отражает структуру задач в иерархии предприятия.
Уровень иерархии | Степень детализации |
---|---|
1 | Предприятие, KPI |
2 | Цех |
3 | P&ID |
4 | Тренды, аварийные сообщения, настройка ПИД-контуров |
Окно первого уровня
Окно второго уровня
Окно третьего уровня
Окно четвёртого уровня
Навигация
Одна задача - одно окно
При решении одной задачи оператор не должен переключаться между несколькими окнами.
Карта окон
Два щелчка мышкой для перехода в любое окно:- Первый щелчок - по кнопке «Карта окон»
- Второй щелчок - по кнопке нужного окна
Навигационные кнопки
- Кнопка перехода в родительское окно на более высокий уровень
- Кнопка возврата в предыдущее окно (с памятью нескольких последних переходов)
- Кнопка для перехода в главное окно (Home)
- Кнопки для перемещения влево-вправо по горизонтали текущего уровня
Отступление
Хлебные крошки — прямые ссылки для возвращения назад в любое из нескольких последних открытых окон.