Как выбрать мотор-редуктор
Редуктор и двигатель
- Мотор-редуктор: двигатель здесь нестандартный - на его валу запрессована шестерня первой ступени передачи
- Редуктор + стандартный IEC двигатель: стандартный IEC двигатель соединяется с редуктором через муфту или ременную передачу
Рекомендации по выбору двигателя см. здесь
Тип редуктора
- Соосный цилиндрический (Helical): вал двигателя и вал редуктора находятся на одной оси
- Плоский цилиндрический (Parallel shaft): вал редуктора расположен параллельно валу двигателя
- Конический (Bevel helical): вал редуктора расположен перпендикулярно валу двигателя
- Червячно-цилиндрический (Helical worm)
- Червячный (Worm)
- Спироидный
- Планетарный (Planetary)
Тип редуктора выбирается по конструктивным соображениям.
КПД редуктора (Efficiency)
КПД редуктора η зависит от качества зубчатой передачи, трения в подшипниках и в уплотнении вала, количества ступеней передачи.
Выходной момент
Момент на валу редуктора:
M2 = M1 х η х i,
где M1 - момент на валу двигателя,
η - КПД редуктора,
i - передаточное число (коэффициент передачи).
Скорость выходного вала
n2 = n1 / i
где n2 - скорость выходного вала,
n1 - скорость двигателя,
i - передаточное число.
Сервис-фактор или коэффициент эксплуатации
(Service factor)
Сервис-фактор - это эмпирический (из опыта) коэффициент, который определяет запас прочности мотор-редуктора.
Чем больше запас прочности, тем дольше будет работать мотор-редуктор в заданном режиме.
Типоразмеры мотор-редукторов, номинальные моменты и сервис-факторы не стандартизованы и зависят от
производителя.
Сервис-фактор машины fBtot. определяется по таблицам производителя мотор-редукторов и зависит от режима работы:
- Числа пусков в час
- Продолжительности работы машины в течение суток
- Типа нагрузки и момента инерции
- Продолжительности включения и температуры окружающей среды (для червячных и червячно-цилиндрических мотор-редукторов)
В каталоге для каждого мотор-редуктора задаётся сервис-фактор fB и выходной момент M2.
Выбирается мотор-редуктор с сервис-фактором fB, не меньшим сервис-фактора машины fBtot.
Радиальное и аксиальное усилие
Для корректного выбора подшипников и прочности вала необходимо рассчитать предельные усилия, прикладываемые вдоль вала и поперёк (необходимо знать точку приложения силы, угол действия силы, величину силы).
Толстый вал может сломаться быстрее более тонкого вала, если плечо действия силы больше (то и момент больше).
Монтажное исполнение
- Лапы (Foot)
- Фланец с врезными отверстиями (Housing flange)
- Фланец со сквозными отверстиями (Flange)
- Моментный рычаг
- Специальные фланцы для экструдеров, мешалок и т.п.
Необходимо определиться с присоединительными размерами и с положением мотор-редуктора в пространстве, т.к. от этого зависит объём масла, расположение сливных отверстий, сопунов или вентиляционных фильтров, пробок контроля уровня масла и т.п.
Если установить мотор-редуктор в неправильном положении, то он быстро выйдет из строя.
Конструктивное исполнение по способу монтажа электродвигателей
Условия окружающей среды
Условия окружающей среды влияют на выбор:
- Окраски
- Класса защиты корпуса IP
- Типа масла
- Типа уплотнения вала
- Защитной крышки редуктора (закрыть второй конец полого вала)
- Защитной крышки двигателя (при установке валом вниз)
- Защиты от коррозии двигателя и тормоза
- Марки стали вала (для температур ниже -20°С)
- Подогрева тормоза (для низких температур)
- Подогрева обмоток двигателя перед пуском (для сырых помещений)
Окраска
- Не загрунтовано и не окрашено
- загрунтовано, но не окрашено (Primed)
- стандартная окраска для внутренней установки
- 2-х слойная окраска для внешней установки с повышенной коррозиеустойчивостью
- эпоксидная окраска для работы в кислотной и щелочной среде (химия)
Масло
Тип масла:
- Для стандартных температур от -10°C до +40°C
- С увеличенным сроком службы от -20°C до +50°C
- Для высоких температур от 0 до +80°C
- Для низких температур от -30°C до +50°C
- Для очень низких температур от -40°C до +40°C
- Физиологически безопасное масло (для использования в пищевой промышленности) от -30°C до +40°C
- Биологически разлагаемое масло (для экологии) от -20°C до +40°C
Контроль уровня масла:
- Смотровое окошко для визуального контроля
- Электрический ёмкостной датчик уровня
- Пробка для щупа
Слив масла:
- Обычная пробка
- Магнитная пробка (примагничивает железную стружку, которая плавает в масле)
- Сливной кран
Вентиляция редуктора:
- Сопун (Pressure breather valve)
- Вентиляционный фильтр (Vent filter)
- Расширительный бак (Oil expansion unit)
Если мотор-редуктор покупается для длительного хранения на складе, то он заказывается в специальной консервирующей смазке, полностью заполненный маслом. Перед началом эксплуатации его необходимо правильно расконсервировать, слить лишнее масло.
Подшипники редуктора (Bearings)
- Стандартные
- Радиально-усиленные
- Аксиально-усиленные
Для контроля подшипников могут быть предусмотрены датчик вибрации и датчик температуры масла.
Вал редуктора
Необходимо определиться с размером вала и его типом:
- Сплошной вал со шпонкой
- Сплошной вал без шпонки
- Полый вал со шпоночным пазом
- Полый шлицевой вал
- Полый вал со стяжной шайбой
- Второй конец вала
У цилиндрических соосных мотор-редукторов не бывает полого вала.
Уплотнение (Sealing)
Уплотнение (в месте выхода вала наружу) предотвращает попадание в редуктор грязи и вытекание из него масла.
- Стандартное: для внутренней установки
- Двойное: для внутренней (валом вниз) и внешней установки
- Комбинированное (пыль, влага)
- Высокотемпературное (Viton sealing): для внутренней установки (прокатные станы)
- Механическое: для погружения в жидкость
Тормоз (Brake)
Необходимо рассчитать требуемый тормозной момент.
Выбрать питание тормоза:
- =24 В
- ~220 В
- ~380 В
Другие опции:
- Рычаг для ручного растормаживания
- Рычаг для ручного растормаживания с фиксацией
- Датчик расторможенного состояния
- Датчик контроля износа тормозных дисков
- Инкапсулированный (герметичный) тормоз
- Антикоррозионная защита: фрикционная пластина из нержавеющей стали, оцинкованные или хромированные внутренние поверхности
- Дренажное отверстие для слива конденсата
Блокиратор обратного хода (Backstop)
Предотвращает вращение вала двигателя в нежелательном направлении.
Клеммная коробка (Terminal box)
Необходимо определить положение клеммной коробки, и место положения сальников для ввода кабелей в эту коробку. При наличие тормоза, энкодера можно предусмотреть две клеммных коробки.
Датчик скорости
- Тип датчика:
- Инкрементальный энкодер (оптический угловой датчик): после включения требуется выход в опорную точку
- Абсолютный энкодер (оптический угловой датчик): определяет положение сразу после включения
- Резольвер (индуктивный вращающийся трансформатор): может работать в более тяжёлых условиях, чем оптические энкодеры, у которых стёкла не запотевают
- Число импульсов на оборот:
- 512
- 1024
- 2048
- другое
- Тип сигнала:
- TTL 5 VDC
- HTL 8-30 VDC