В 1927 году на Балтийском заводе была заложена вторая подводная лодка большого класса "Декабрист" - "Народоволец".
В 1929 году подводная лодка была спущена на воду.
Дизель-электрические подводные лодки оснащаются дизельными двигателями для надводного хода и электрическими двигателями - для подводного хода.
Электрические двигатели работают от аккумуляторных батарей.
Водоизмещение лодки "Народоволец": надводное - 940 т, подводное - 1360 т
Размеры: длина - 76.6 м, ширина - 6.4 м
Скорость: надводная - 27 км/час, подводная - 17.6 км/час
Автономность: 40 суток (время выполнения боевого похода без пополнения припасов и топлива)
Глубина погружения: 90 метров
Силовая установка: два дизеля по 1100 л.с и два электромотора по 525 л.с.
Вооружение: восемь торпедных аппаратов (533 мм) и два артиллерийских орудия (45 мм и 100 мм)
Боезапас торпед: 14 штук
Экипаж: 53 человека.
В своём первом боевом походе в 1942 году "Народоволец" чуть было не погиб,
запутавшись в немецкой противолодочной сети. Похожая ситуация показана в советском фильме "Командир счастливой "Щуки" ("Щука" - класс
средних подводных лодок времён Великой Отечественной войны). В этом же походе у острова Борнхольм "Народоволец" под командованием
32-х летнего капитана III ранга Романа Владимировича Линденберга потопил транспорт "Якубус Фрицен",
а через несколько дней торпедировал морской паром - в результате атаки погибло около 600 немецких военнослужащих.
За годы войны "Народоволец" совершил четыре боевых похода и потопил четыре транспорта противника.
До 1956 года подводная лодка "Народоволец" находилась в боевом составе Балтийского флота.
После вывода из боевого состава "Народоволец" был переоборудован в учебно-тренировочную станцию и в таком качестве использовался до 1987 года.
В 1989 году подводной лодке вернули вид времён Великой Отечественной войны и подготовили к вечной стоянке. На открытии мемориального комплекса
в 1994 году присутствовал первый заместитель председателя правительства Санкт-Петербурга В.В.Путин.
Отсек №7
Седьмой отсек - кормовой, в нём находятся главные электромоторы со станциями управления, казённые части 2-х кормовых торпедных аппаратов,
комбинированный люк, дифферентная цистерна, рулевые приводы, подвесные койки команды.
Отсек №6
Шестой отсек - дизельный. По правому и левому борту расположены два дизеля мощностью по 1100 лошадиных сил, которые использовались для надводного хода.
В этом отсеке размещены разобщительные муфты гребных валов, цистерны со смазочным маслом, входной люк для машинной команды.
Отсек №5
В пятом отсеке размещена четвёртая группа аккумуляторов, масляные цистерны, жилое помещение старшин и вторая воздуходувка для всплытия.
Отсек №4
В четвёртом отсеке находится главный командный пункт и боевая рубка, цистерна быстрого погружения и уравнительная цистерна, главный водоотливной насос,
воздуходувка для продувания главного балласта при всплытии.
Отсек №3
В третьем отсеке находятся две группы аккумуляторов, над ними жилые помещения и кают-кампания офицерского состава, корабельные вентиляторы, камбуз,
топливные цистерны размещены по бокам под аккумуляторами.
Отсек №2
Во втором отсеке размещена первая группа аккумуляторов, а над ней радиостанция и гидроакустическая рубка.
Отсек №1
В первом отсеке размещены казённые части 6 торпедных аппаратов, запасные торпеды, провизионная кладовая, заместительная и дифферентная цистерны,
торпедопогрузочный и входной люки, электроприводы брашпиля и носовых горизонтальных рулей, рундуки и подвесные койки команды.